«Души изменчивой порывы»

Выставка «Души изменчивой порывы» продолжает уже ставшей традицией череду выставок группы художников, которые каждый год волею судеб выезжают на пленэр. 2006 год ознаменован для них посещением Великого Устюга, красивого северного города Вологодской области, и Кирова. Некоторые участники выставки представили свои екатеринбургские работы (П. Вайсблат, Н. Чехович, А. Берсенев, И. Малец) и этюды-впечатления от Черногории (Т. Боброва). Подобные выставки — своеобразный отчет о проделанной работе художников по результатам того или иного пленэра. Но эта выставка необычна, поскольку она — только часть задуманной идеи и знакомит лишь с впечатлениями, связанными с камерным воспроизведением окружающей действительности. В экспозиции представлены портреты, пейзажи и, конечно, натюрморты.


В январе-феврале 2007 года планируется проведение ещё одной выставки, которая представит на суд зрителей произведения, связанные непосредственно с Великим Устюгом и его окрестностями. Данная экспозиция — это первая попытка объединить камерные работы, исполненные на досуге, между делом, в часы, свободные от написания этюдов на пленэре в городе.

Наверно, никто точно не сможет сказать, почему художников вдохновляют те или иные виды. Душа каждого человека отзывается на всё красивое, она начинает петь, отчего всё существо само по себе тянется творить, делать что-то хорошее, доброе. Красота практически никого не оставляет равнодушным, побуждая к созданию чего-то необычного, стоящего.

Пленэрные поездки изначально ориентированы на пейзажи, самые разные по своей наполненности. Это городские и сельские виды, лес, река, озера, созданные в солнечные, пасмурные и дождливые дни. Это и деревенские домики, и полуразвалившиеся церквушки, стройные величавые соборы и широкие русские просторы. Все это многие века привлекало и будет привлекать живописцев, графиков, поэтов и литераторов, режиссеров на создание своих бессмертных произведений. Но во время подобных поездок проходит та повседневная жизнь, которая уже называется словом «вчера» и отходит лишь в область воспоминаний. Именно такие частные мгновения во многом характеризуют и самих художников.

Как бы то ни было, эта сторона жизни будничная и прозаичная, также имеет право сосуществовать с этюдами, созданными непосредственно во время пленэра. Именно она и побудила сформировать новую выставку, на которой, наряду с традиционными пейзажами, соседствуют портреты, натюрморты и частные зарисовки, дающие наиболее полное представление об атмосфере бытия во время творческого путешествия.

Поэтому на выставке появляется и «Синяя бочка», «Лилии» Р. Каптикова, и натюрморты с овощами, фруктами, составленными тут же, на скорую руку, из того, что имеется в наличии. («Натюрморт с веером и фруктами», «Натюрморт с хлебом и овощами» И. Зябликовой-Исаковой, «Натюрморт с синей бутылкой» В. Малковой, «Натюрморт на красном» А. Локосовой). Зарисовки, схваченные слету во время поездки, также очень важны для общего восприятия города, поездки, поэтому уместной здесь являются «Улочка в провинциальном городе» А. Берсенева, «Ворота в Дымково» Р. Каптикова, «Черногорские мотивы» Т. Бобровой.

Примечательны своим нестандартным решением небольшие портреты, выполненные А. Локосовой практически с каждого участника, наиболее интересные из них попали на выставку — «Негр на пленэре. Саша», «За этюдником. Таня», «Александр Самойлович».


Кстати, портреты участники этой группы художников во время своих путешествий пишут всегда, но, к сожалению, они практически все раздариваются прямо на месте самим моделям, поэтому до выставок просто не доезжают. В этот раз так получилось, что на выставке помимо портретных этюдов появляются автопортреты (А. Берсенева, Р. Каптикова, А. Локосовой), требующие более сложного подхода к натуре, то есть к самому себе. Тем самым представляются иные грани для восприятия и созерцания экспозиционного пространства, что, вероятно, будет интересно для постоянных посетителей подобных выставок этой пленэрной группы.

Душа поет и рвется лететь, она изменчива и непостоянна, как мартовский ветер, поэтому наверно столь разными оказываются работы, изображающие один и тот же сюжет, запечатленный разными художниками, и произведения, выполненные одним автором. И что же получается? Необычно, неординарно, впечатляюще неожиданно. Красиво. Собственно это и есть многогранная, интересная и познавательная жизнь.

Автор текста: Зябликова-Исакова И. В., искусствовед


Ð
¿ Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 56, (343) 339-31-20, 339-31-21, 334-37-43 © 2006—2007 ЗАО «ПФ "СКБ Контур"»