Отличительная черта первых внедрений — большой энтузиазм

Когда Давыдов, уже не работавший тогда в ГВЦКП, начал заниматься программой зарплаты, то сразу привлек к этой работе меня. Познакомлись мы на физтехе, через известное тогда факультетское издание “Пресс-центр”, потом работали вместе в ГВЦКП. На первом этапе своей работы над программой я не расставался с ГВЦКП - тогда, по-моему, довольно много будущих контуровцев сотрудничали с “Контуром”, не оставляя своих прежних мест работы в ожидании, когда прояснится перспектива, или просто “подрабатывали” к своей основной зарплате.

На работу в “Контур” пришел, когда фирма уже находилась в “подвале” на Уральской-Блюхера. Начальный период перевода программы с “Искры” на персоналки я пропустил - после некоторого перерыва в работе над программой снова подключился, когда часть работы по переводу уже была сделана. В эпоху “Искры-226” было около 14-ти внедрений, это был еще “штучный” товар, “коробочный” софт был делом далекой перспективы.

Отличительная черта первых внедрений - большой энтузиазм, с которым все работали. Не было понятий “почасовая работа у клиента”, “переработка”, работали столько, сколько было нужно, чтобы программа заработала - я целыми днями пропадал у заказчиков. Первые клиенты, c которыми я работал: НИИРП (НИИ резиновой промышленности); головная торговая бюджетная организация (она находилась на углу улиц Ленина - 8-ое Марта); в какой-то степени ИВЦ Леспрома, Энергочермет.

Большинство наших первых заказчиков были бюджетными организациями, но везде были свои особенности. Основные проблемы возникали с алгоритмами расчета видов начислений-удержаний. Если у большинства хозрасчетных предприятий наблюдается тенденция к упрощению расчета зарплаты, то у бюджетных, наоборот, происходит усложнение. У бюжетников существует фиксированная оплата (оклады), и они всеми возможными способами “накручивают” надбавки, дотации и т.д.; кроме того, расчет отпуска, расчет больничных листов у всех происходил по-разному.

Первоначальная постановка программы была достаточно хорошей, она учитывала многие возможности, предоставляемые техникой нового поколения, помогла сделать из программы тиражируемый продукт, что было невозможным раньше. Постоянное развитие программы, естественно, привело к необходимости нового качественного технологического скачка. Планировалось создание новой версии, в которой предполагалось реализовать новые подходы: сделать стандартный интерфейс, единую структуру меню, обеспечить высокую настраиваемость.

Необходимость выхода на новый уровень программы была понятна всегда, но на это постоянно не хватало времени и людей. АМБу даже в DOSовском варианте не удалось до сих пор довести до высококачественного уровня: стандартный интерфейс по всем частям программы, отсутствие разных исполняемых модулей (программа сейчас состоит из нескольких программ), поддержка мыши, более удобная работа с меню.

Проблема перевода программы под Windows сейчас упирается в это же: основное время разработчиков уходит на поддержку текущей версии, на ее совершенствование, модификацию в соответствии с часто изменяющимся законодательством. В программе глубоко разбирается ограниченное число программистов, воспитать разработчика такого уровня очень трудно - на это нужно минимум год и наличие определенных способностей. Поэтому доработкой текущей версии все время занимались люди, которые были способны делать новую, им приходилось разрываться между доработками того, что есть, и разработкой нового. Поскольку текущая версия шла непосредственно в продажу и проиносила реальные деньги, приоритет был за ней, а новые проекты, как правило, “затухали”.

Постепенно основные моменты версии 3.0, может быть, не в полном объеме, все же были реализованы через текущие версии. Работа с кадровой частью (изменяемая структура и число полей); интерпретатор, позволяющий настраивать алгоритмы, работа с выходными формами, их настройка; табличная работа (каждый лицевой счет - это отдельный объект информации, имеющий нетабличную структуру, но всегда была потребность представлять эту информацию в удобном для пользователей виде).

О проекте для Windows

Важно решить для себя, что эту работу нужно довести до завершения, и постоянно этой проблемой заниматься, тогда можно надеяться на результат. На организационном уровне с моей позиции генерального директора предприняты определенные шаги в этом направлении: создана рабочая группа, которая занимается созданием инструмента (условное название “СОИ под Windows”). Обозначены сроки, назначены люди. При этом сложность состоит еще в том, что нужно не только довести дело до конца, но и суметь передать все разработчикам программ, чтобы они этим активно пользовались. Новые средства всегда требуют взаимного сотрудничества, те, кто будет ими пользоваться, должны их принять, поверить в их перспективность.

О стиле руководства

Есть два направления в работе над программой: разработка и продвижение. У каждого направления свой круг задач, которые требуют, чтобы ими занимались плотно и профессионально. И есть постоянные споры: кто “главнее” - разработчики как авторы программ или продавцы, получающие реальные деньги за эти программы. Это объективное противоречие требует разрешения - в АМБе проблема всегда снималась за счет совместного руководства и взаимного принятия решений по возникавшим вопросам. Возможно, в ситуации с программами такой способ управления является разумным, кроме того это в какой-то степени страхует от “заносов”, возможных при индивидуальном руководстве. Самое главное - это люди. Если они готовы к взаимным компромиссам, готовы уважать интересы друг друга и настроены на совместную работу, то все вопросы можно решить.

О названии

В “Искровском” варианте конкретного имени у программы не было. Когда я пришел в “Контур”, программа была уже переписана на С и называлась “АМБа” (Автоматизированное Место БухгалтерА). Название мне не понравилось, оно резало слух, казалось немного вульгарным. Я, как мог, боролся с ним, пытался переубедить Давыдова, на что он мне сказал: “Ребенок уже родился, ему дали имя, как его теперь поменяешь...” Со временем я привык, смирился. Теперь у меня нет однозначного мнения по этому вопросу: возможно, что некий эпатаж, присутствующий в названии, привлекает клиентов, работает на нас. Я до сих пор в сомнениях...


(alf@skbkontur.ru)

Автор текста: В. Алферов


Ð
¿ Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 56, (343) 339-31-20, 339-31-21, 334-37-43 © 2006—2007 ЗАО «ПФ "СКБ Контур"»