Особенности национальной компьютеризации бухгалтерий

В “Контур” пришел в 89-ом году из аспирантуры института Физики металлов, практически сразу занялся АМБой. Это было время ее бурного расцвета - еще работали некоторые версии, написанные Шурой Давыдовым для “Искры -226”, в то же время начались внедрения на “персоналках”, количество внедрений резко возрастало, пришлось подключиться к этому процессу.

Потом была поставлена задача: “приделать” модуль бригадных расчетов, что было очень актуально для “сдельных” организаций. Для этого был выбран, как мне кажется, наиболее адекватный инструмент - небезызвестная система Электронные таблицы - Microsoftовский Multiplan, которая оказалась на редкость удобной для данной конкретной задачи. Это был прообраз идеальной бухгалтерской системы, имеющей оболочку, в которой пользователи могли бы достаточно самостоятельно работать. К этому, в частности, приходит сейчас 1С, в этом же состояла основная идея версии 3.0.

Параллельно с решением этих задач активно велись внедрения - и здесь отрабатывалась своя технология. Основная трудность состояла в неподготовленности большинства пользователей, особенно в периферийных городах, где бухгалтеры в качестве основного рабочего инструмента привыкли использовать счеты. Не так давно освоив калькулятор, они были вынуждены, под силовым давлением сверху, переходить на “персоналки”. Не все сумели это пережить: дело доходило до увольнений, до психологических срывов, особенно страдали бухгалтеры “старой закалки”. На внедренцев иногда смотрели как на личных врагов, особенно остро складывалась ситуация в Сысерти (завод Гидромаш).

Приезжая туда, мы заставали идиллическую картину: все компьютеры были аккуратно закрыты вышитыми салфетками, сверху непременно стояли цветочки, а все бухгалтеры дружно щелкали на счетах. С нашим приездом, тяжело вздыхая, они убирали все с компьютеров, но, когда мы уезжали, все возвращалось на круги своя. Так продолжалось месяца 2-3 и потребовалось активное вмешательство руководства завода для того, чтобы на этом предприятии все же что-нибудь внедрилось. Двоих человек, наиболее активно саботировавших процесс внедрения, им пришлось попросту уволить, кое-кто уволился сам. На смену пришли молодые девочки, морально готовые к новому, благодаря этому программа была внедрена и до сих пор успешно работает.

В других местах, где происходили внедрения, cитуация была менее острой, но проблемы те же: психологический барьер бухгалтеров перед новой техникой, необходимость заново обдумывать систему бухучета в области зарплаты. На 79-ом заводе, где один из цехов был выбран в качестве опытного полигона для внедрения АМБы, около трех недель мы сидели с главным бухгалтером завода и рассматривали алгоритмы всех видов начислений-удержаний. В результате он “схватился за голову”, осознав, насколько система начисления зарплаты убога и эклектична, после чего некоторые виды начислений-удержаний пришлось просто убрать. К моменту начала внедрения система имела уже вполне приемлемый вид. Внедрения зачастую приводили руководство предпрятий, где они происходили, к полному переосмыслению системы начисления зарплаты.

Логическим продолжением идеи о необходимости адекватного инструмента, легко адаптируемого к конкретным условиям самими пользователями, стала версия 3.0. В ней были заложены революционные по тем временам идеи: экранные формы, генераторы выходных форм, то есть предполагалось создание инструментария. Некоторые идеи из этой несостоявшейся версии были затем реализованы в текущих вериях программы, но если бы удалось реализовать этот проект полностью, то это был бы прямой выход в дальнейшем на программу для Windows и сегодня она могла бы успешно конкурировать с продукцией 1С и других “монстров”.

Над этим работала досточно большая группа программистов, были написаны Assemblerные модули - получился довольно быстрый код. Все шло нормально, но возникли кадровые проблемы, уволился Паша Бородин. Кроме того, на нас висел груз внедрений - приходилось совмещать программирование и внедрения, не хотелось бросать старых заказчиков, все это, естественно, шло в ущерб программированию.

Мое мнение, основная проблема АМБы и вообще ПО “СКБ Контур” cостоит в том, что вовремя не удалось “стряхнуть” с себя внедрения. Хотя попытки предпринимались - создавались фирмы по внедрению, например, “Контур-компьютер”, “Контур-программы”. Но эти попытки не привели к желаемому результату: основная масса внедрений так и осталась на плечах “СКБ Контур”. На примере 1С ясно видно, что это тупиковый путь, сбросив с себя все внедрения, мы смогли бы двигаться гораздо быстрее и заработать существенно больше денег. Решающими в этой ситуации оказались на экономические, а скорее психологические мотивы: привязанность к старым заказчикам, нежелание их обидеть. В этом же, на мой взгляд, состоит основная проблема и нынешнего состояния ПО “СКБ Контур” - такой подход, сложившийся в прежние времена, не дал возможности выйти на современный уровень и конкурировать с другими серьезными системами.

Автор текста: А. Соркин


Ð
¿ Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 56, (343) 339-31-20, 339-31-21, 334-37-43 © 2006—2007 ЗАО «ПФ "СКБ Контур"»