КОНТУРная карта. Как это начиналось

Я попал в Авиапрад случайно. Был конец лета 1997 года и начало поисков трудоустройства. Я закончил УрГУ по специальности “Компьютерные науки”. Но специалистом в этой области я себя еще не ощущал. Все знания о компьютерном мире и технологиях, софте и программировании были почерпнуты не благодаря, а вопреки нашему обучению в самостоятельных исследованиях журналов, собственного компьютера (и чужих) и мира компьютерной литературы. К тому времени я успел прочитать пару книжек по бухучету, в том числе и “Быстрый курс” И. Голдырева. Но понимание бухучета это тогда не прибавило. Тогда меня больше интересовали компьютерные сети и Delphi.

Итак, я, подал заявку в агентство по трудоустройству на соискание работы в двух возможных направлениях, как программист и как сетевой администратор. Что скрывается за словами “сетевой администратор”, я тогда еще не сознавал. Так прошло пару недель, без особого результата. Я даже чуть не поступил на службу в Вооруженные силы. Мне показали объявление о вакансии программиста в Штабе Уральского военного округа. Собеседование я прошел. Получил добро. Работа сулила неплохую (для новичка) зарплату (1500р) плюс все, что полагается офицеру, и вдоволь программирования, правда, даже не на Клиппере, а на какой-то неизвестной системе, название не помню. И вот, пока я определялся, мне предложили постоянную работу в Авиапраде. Моими задачами было: внедрение автоматизированного учета, ввод в строй сетевого Каскада, обучение, в общем, организация всего процесса автоматизации с чистого листа. Процесс разгона затянулся примерно на 4-5 месяцев. Такая задержка связана с ломками, которые пришлось претерпеть мне, программисту, въезжающему в премудрости бухучета, налогообложения с полным отсутствием содействия и постановки задачи от моих работодателей. Наверное, так было надо. Я считаю, что понимание бухучета началось с того момента, когда я понял, что такое НДС. Это было открытие. Свое первое задание я получил не как специалист по внедрению. Я тогда еще не был специалистом, да и сейчас еще только учусь. Мне предложили участвовать в создании книги покупок. Это и привело к пониманию НДС.

Понятно, что начинал я как “глубокий теоретик”. По всем правилам предпроектное обследование проводил самостоятельно, по своей инициативе, будучи штатным работником. Было очень трудно, тормозил человеческий фактор. Я - программист, а нужно было работать в бухгалтерии, искать подход к людям. Мне был интересен результат - нормально работающая бухгалтерия в Каскаде и весь цикл от проводок до получения бухгалтерской отчетности в Каскаде. Конечно, хотелось сделать все быстрее, а предпроектное обследование затягивалось. Но, в конце концов, пришли новые люди, с большей готовностью к автоматизации, и я - естественно - влился в бухгалтерию. В какой-то момент даже стал ее частью, не будучи бухгалтером. Все схемы мы продумывали и прорабатывали бок о бок с бухгалтером, которому предстояло этим заниматься. Проводя предпроектное обследование, я все пропускал сначала через себя, потом переводил в эксплуатацию, но не осознанно, а по мере необходимости. Под “пропускал через себя” имеется в виду - делал сначала сам, а потом передавал это бухгалтеру. Очень важно, чтобы главный бухгалтер (или ответственный за оперативный учет) всегда был в курсе всего, что делается внедренцем с остальными бухгалтерами.

Все-таки для успеха работы надо научиться осознанно проводить это обследование. Когда приходишь на предприятие, у бухгалтеров общих вопросов нет. Складывается ощущение, что у них все великолепно, и программа им вовсе не нужна. Но это только видимость. Надо только произнести волшебное слово. Для кассира - одно. Для расчетчика - другое. Для экономиста третье - например, как вы решаете проблему затрат будущих периодов- берете в зачет НДС сразу весь, или частями, кратными списанию на себестоимость затрат будущих периодов? Часто дают следующий ответ: вообще-то правильно это делать так, как Вы (то есть я) говорите, но как же мы делаем? И начинают думать, а как же они это делают. Нужно только примерно знать, кто о чем думает.

В отделе реализации своя специфика - по оплате или по отгрузке. Ведут ли они учет по отгрузке, а налогооблагаемую базу расчетным путем корректируют по оплате (бывший Авиапрад), или бухучет совмещен с налогообложением (Уральские авиалинии, Авиапрад сегодня)? С точки зрения здравого смысла, это нелепость - вести бухучет по отгрузке, а налоги и выручку корректировать по оплате. Но закон есть закон. Однако в сфере услуг (авиационные перевозки) разработаны и успешно работают схемы реализации, приводящие бухучет в соответствие с налогообложением по оплате. Есть ли валютный счет на предприятии (в Каскаде валютный счет можно сделать очень красиво!!!). Сколько примерно счетов-фактур выписывается, сколько получается, на основании этого можно прикинуть количество проводок за год. Используются ли в данный момент программы других фирм или собственные программные разработки. Есть ли выделенный сервер и какая сетевая ОС используется. Каков уровень бухгалтерии. Есть ли собственные программисты. Какую роль они играют при бухгалтерии. Уровень компьютерной техники. Были ли у них какие-то взаимоотношения с Контуром в прошлом. Вот такое сложилось мое видение проблем внедрения. Одно скажу, КОНТУР- классная фирма, а КАСКАД – отличная программа для думающих людей.

Автор текста: Денис Баянов


Ð
¿ Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 56, (343) 339-31-20, 339-31-21, 334-37-43 © 2006—2007 ЗАО «ПФ "СКБ Контур"»