КОНТУРная карта. Александр Суетов: “Есть еще кое-что непонятное в этой жизни...”

Сначала я долго не могла найти его. Его коллеги, работающие с ним в одной комнате, только молча разводили руками, что мне, в общем-то, было понятно: человека, внедряющего “АМБу”, кормят ноги, а не сидение за рабочим столом. Потом “неуловимый” Александр Суетов был все-таки пойман, время и место встречи были согласованы. И вот, наконец, свершилось: он появляется в дверном проеме отдела рекламы, горячо извиняясь за десятиминутное опоздание. “Сразу видно – интеллигентный человек”, - подумала я. Как мне и говорили раньше, Александр оказался очень интересным собеседником. Его спокойный мягкий голос хорошо ложился на кассету моего диктофона:

- Я родился 4 октября 1959 г. в городе Свердловске. В 1976 году окончил школу № 88 и поступил на матмех УрГУ. После его окончания в 1981 году меня приняли на работу в Институт математики и механики (ИММ). Сначала я был стажером-исследователем, потом стал младшим научным сотрудником. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию, работал в Институте, пытался двигать науку вперед.

В прошлом году начал искать новую работу. Стал спрашивать всех знакомых. Сработала цепочка: Зимины (познакомился, когда в Университете занимался в секции альпинизма) - Света Михайлова (тоже был знаком с Университета) - Бублик (с которым я тоже был знаком...). Так что в “Контур” я попал благодаря универ-ситетским занятиям альпинизмом. Бублик принял меня в отдел “Зарплата”.

Сначала я сидел, читал, пробовал разобраться в программах. Потом неделю занимался на курсах по “АМБе”, которые Наталья Лебедева вела в Учебном Центре. Продолжал заниматься, выполнял разные мелкие поручения. Потом меня стали с заказчиками связывать - вот тогда стало тяжело, потому что я еще не полностью знал программы, бухгалтерию, законодательство... Сейчас становится немножко легче. Правда, я до сих пор, наверное, не на все вопросы заказчика могу ответить. Самообразование имеет некоторые преимущества, но имеет и недостатки - отсутствие системы, например. Я ведь только неделю учился нормально, а потом занимался сам. Да и та неделя на курсах была не слишком эффективной - я еще не знал, что нужно заказчику, опыта не успел набраться. В слепую, в общем, на курсах обучался: мне объясняют что-то, а я не знаю - надо это запоминать или нет, специфичная это деталь только для “АМБы” или она общезначимая. Пробелы встречаются до сих пор, особенно в таких ситуациях, которые попадаются достаточно редко - раз в месяц, например. Но сейчас я могу уже наверняка сказать заказчику, что отвечу на его вопрос завтра.

Хорошо было бы, если бы я какое-то влияние мог оказывать на текущие разработки, хотя бы участвовать в обсуждении, что нужно, что не нужно. Это с одной стороны... С другой стороны, разработчики сейчас, наверное, озабочены изменениями законодательства, и до “вытаскивания мух из супа” у них просто руки не доходят. И еще у меня есть замечание по работе в “Контуре”: многие детали не документированы, непонятно, где это прочитать и как вообще быть в курсе. Я не знаю, как выходят новые законы, где я могу с ними познакомиться, и как я могу сделать это с наименьшими затратами. Потому что спросить кого-то – это тоже усилие надо прилагать. Надо собраться, подойти к человеку... А вдруг он занят?.. А вдруг вопрос глупый?.. А вдруг это уже где-то написано, а я не посмотрел просто?.. Вот такого сорта трудности.

Но вообще я к работе нормально отношусь, потому что мне нравится с людьми общаться. С заказчиками интересно, потому что я люблю людей учить. Я долго математическими олимпиадами занимался, со школьниками работал, в университете преподавал... Поэтому заказчиков я учу. А когда с контуровцами общаюсь, то учусь сам.

Моя работа с компьютерами началась еще в Университете. Я там еще дырочки в перфокартах успел повырезать. Тогда было не очень интересно - это происходило в эпоху пакетного режима, когда с машиной общались по переписке: загружаешь в нее колоду перфокарт, а она на следующий день выдает тебе распечатку. Потом в ИММ было уже интереснее: там диалоговый режим начался.

Кроме компьютеров, были у меня и другие увлечения, самые разные. На втором курсе университета я увлекся водным туризмом, ходил под руководством Владимира Добровольского, а потом с альпинистами связался, дошел до третьего разряда. Правда, как университет закончил, все это заглохло, но склонность к туризму осталась. В прошлом году мы с семьей на байдарках ходили по Ахтубе - есть такая речка, в Поволжье течет. Доезжаете до Волгограда, оттуда в Ахтубинск добираетесь местным поездом, а дальше уже на байдарке. В этом году собираемся на речку Медведицу, это приток Дона, в Саратовскую область. Кроме того, два раза мы отдыхали в конных походах по Алтаю с маленькой турбазы “Аркадия”, очень рекомендую. Это первое мое увлечение. Второе: еще в школе я участвовал в олимпиадах по математике, в университете меня иногда привлекали их проверять. А вот когда в ИММ перешел, постоянно работал в жюри областной математической олимпиады. Очень много времени на это потратил. А теперь, когда мой сын поступил в первый класс 144 школы, я с целью поддержания хороших отношений со школой веду у них дополнительные занятия по математике. Правда, в силу ограниченности возможностей, только в 10-11 классах.
л в пору моего детства и юности, мне кажется, что я недополучил фантастических витаминов. Но сейчас, когда все есть, неклассическую фантастику, т. е. отклоняющуюся от принятой в советские времена, я не воспринимаю совершенно. По этому поводу есть анекдот про северного оленя, который очень неприхотлив, и может есть даже ягель, но ничего, кроме ягеля, есть не может.

Чего я от жизни жду? Хочется быть счастливым. Только я еще не разобрался, что это такое и как это сделать. В общем, есть еще кое-что непонятое в этой жизни.

Вот такая непростая и, может быть, странная ситуация: ученый, математик, педагог по призванию – зарабатывает деньги внедрением программы расчета зарплаты. Но, мне показалось, что Александр смог сохранить гармоничное отношение к жизни, вписаться в новые условия. Он нашел способ общения с новым для себя миром бухгалтерий через то, что ему всегда нравилось – через преподавание. Может быть, Александру было тяжело, но кусочек его души с этой информацией остался где-то вне нашего разговора. Я думаю, что его пример по-своему уникален: он доказывает, что практически безболезненные способы приспособления к новому миру все-таки существуют, и только от каждого конкретного человека зависит, сможет ли он их найти.

...За день мне не раз приходится подниматься с третьего этажа, где стоит мой компьютер, в отдел рекламы на четвертом этаже. В один из моих приходов я заметила, что в комнате что-то неуловимо изменилось. Недоумевая, я осмотрелась: на расстоянии вытянутой руки от меня стоял Александр и улыбался. И вдруг я поняла: от его улыбки в комнате просто стало светлее.

Автор текста: Елена Бараковских


Ð
¿ Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 56, (343) 339-31-20, 339-31-21, 334-37-43 © 2006—2007 ЗАО «ПФ "СКБ Контур"»